Состояние счастья лидеру "Парка Горького" Алексею Белову
уже не до карьеры - ему интереснее просто делать свое дело и видеть
волю Божию. Отдел культуры После ухода из "Парка Горького"
Александра Маршала (Минькова) в истории группы пошла черная полоса.
Однако концерт коллектива в Минске подтвердил, что команда своих
позиций не уступает. Да и сам лидер духом не падает. "Все промыслительно",
- сказал Алексей БЕЛОВ, отвечая на вопросы журналистов и читателей
в редакции "БДГ".
Вопрос от Алех: - Насколько совпал выбор названия группы с одноименным
фильмом, который, кажется, вышел на Западе раньше вашего отъезда
туда? Была ли группа сориентирована Б.Зосимовым на Запад изначально
или просто попала на перестроечную волну?
- Да, отчасти появление такого фильма сыграло роль, но уже когда
мы были в Америке. Началось же все с того, что мы собрались в студии
в Парке им. Горького, построенной нашим приятелем. Потом эта студия
перешла к Стасу Намину. Именно там, экспериментируя, мы и сделали
первую запись. Работали в основном так: жили в студии вместе с барабанщиком
Сашей Любовым, работали днем и ночью, а Коля Носков приезжал, пел
и уезжал. Так появилась наша демозапись. А что касается Бориса Гурьевича
Зосимова, то с ним мы практически не работали - лишь однажды при
его посредничестве выступали на Красной площади вместе с Red Hot
Chili Peppers.
- Одним из основателей группы был все-таки ты, а не Стас Намин?
- Господь свидетель. Он все знает… На самом деле "Парк Горького"
возник стихийно. Мое участие в его создании заключено, пожалуй,
в том, что, во-первых, я писал музыку и, во-вторых, мне пришлось
убеждать людей, что все у нас получится. Помню, как приехал в ресторан,
в котором играл Маршал, и предложил ему место басиста. В ответ он
сказал: "Ну если ты просишь, то попробую. Но в последний раз".
(Улыбается.) Поскольку после экспериментов советских времен надежда
у музыкантов на то, что что-то может получиться, была сильно подорвана...
Одним словом, взять и просто слепить такую группу невозможно. Пусть
кто-то попробовал бы дерзнуть! На все была воля Божия. И уже когда
команда была собрана, у каждого появилось свое дело. Если идеологией
и музыкой приходилось заниматься мне, то Стас Намин выступил в роли
антрепренера: за определенные проценты он переправлял нас в руки
работодателей и менеджеров.
- Если говорят об американском периоде вашего творчества, то обычно
в первую очередь упоминается имя Фрэнка Заппы. Он действительно
помогал вам?
- Это самая легендарная личность, которую мы когда-либо встречали.
Шел, кажется, 1988 год. Мы выступали в каком-то Дворце спорта в
Москве. И Фрэнк, зайдя за кулисы, сказал: "Я дам вам ценные
советы". Но потом мы долго не виделись - до тех пор, пока у
нас не появился второй менеджер, который и перевез нас в Лос-Анджелес,
где жил Фрэнк Заппа. И однажды он, позвонив, пригласил нас в гости.
Мы пришли, и с тех пор он постоянно приглашал нас на все семейные
праздники. А когда начали записывать альбом Moscow Calling, отсылал
наши записи своим друзьям в Англию. И даже порезал песню Moscow
Calling, поскольку сказал, что она длинная. В конце концов, двери
для нас у него всегда были открыты. Он ведь работал по 24 часа в
сутки, хотя и болел раком. В отношениях с нами он проявлял просто
необыкновенную человечность! В последний раз мы видели его за 4
дня до смерти…
- Вы были знакомы и со "Скорпионз". Сейчас отношения
поддерживаете?
- У меня порой не бывает времени даже маме позвонить, что не очень
хорошо. А названивать "Скорпионз" в Германию... Для чего?
Все должно иметь глубокий смысл.
- Жесткие ли условия диктовали продюсеры "Парку Горького"
в области музыкального формата?
- Нет, хотя это было и удивительно, поскольку еще на первой пластинке
мы работали с одним из знаменитейших продюсеров - Брюсом Фэйрбейрном,
продюсировавшим все пластинки "Аэросмит", Брайна Адамса,
а также все лучшие альбомы "Бон Джови", "Скорпионз".
Брюс Фэйрбейрн дал нам полный карт-бланш. И когда позже устроил
вечер по поводу нашего отъезда, то, похлопав меня по плечу, сказал:
"Теперь ты сам можешь продюсировать"… А, кстати, звукорежиссер,
сводивший наши альбомы Moscow Calling, Stare и Protivofazza, работал
потом и на двух альбомах с "Ван Хелен". Но тогда Брюс
проявил такую твердость и жестокость по отношению к "Ван Хелен",
что, когда встал вопрос по поводу какого-то куска в песне, он заявил:
"Будет так, как я сказал". Но с нами он так не поступал.
Наверное, чувствовал, что у нас другие корни. Думаю, он понял, что
столкнулся с некоей... химией, и ему было интересно наблюдать, что
же из этого получится. Вероятно, он чувствовал, что его стандартный
подход к музыке в данном случае не совсем уместен. Например, однажды
Брюс сказал по поводу одной нашей песни: "Мне она нравится".
А мы ответили: "Не хотим ее записывать, поскольку она напоминает
нам "Ван Хелен". - "Это же хорошо!" - "Нет,
мы хотим звучать так, как мы того хотим". И Брюс согласился.
- "Парк Горького" был своим среди чужих и чужим среди
своих?
- Очень чужими мы никогда себя не чувствовали. Другой вопрос, что
много времени занял процесс пропускания через себя американского
образа жизни. Например, едва приехав, мы даже не знали, как стирать
белье в их стиральных машинах! И потому, когда накапливалось грязное
белье, собирали его в мешочки, и наш road-менеджер увозил его. Но
в конце концов мы - здоровые лбы! - уже не могли жить с такой няней
и начали учиться всем этим мелочам. В результате по прошествии нескольких
лет чувствовали себя в Америке как дома. Однако тогда же обнажился
глобальный смысл пустоты существования большинства населения Америки.
Именно понимание этого и подтолкнуло нас к возвращению. Хотя, конечно,
контраст был разительный. С одной стороны, мы видели страну, в которой
люди страдают и вообще все очень больно, однако в то же время через
эту боль пробивается необыкновенная жизнь. А с другой - страну,
где вообще все есть, где все вдоль и поперек "перемазано маслом".
Но вместе с тем через улыбки людей пробивается страшная пустота.
Я хорошо помню, как вначале эти улыбки буквально сбивали с толку,
после них оставалось нехорошее чувство. Однажды встретил девушку
с улыбкой до ушей, как у Гуинплена. И хотя улыбка не сходила с ее
лица, в глазах читался полный ужас. На нее страшно было смотреть!
Потом я даже написал песню "Резиновая улыбка". Вообще,
это ужасно, поскольку в Америке культивируется именно такая норма
поведения. Там все утилизировано, каждая вещь помещена в свою ячейку.
И самое страшное ругательство - неудачник. Однако, думаю, ничего
плохого в этом нет. Ведь еще неизвестно, кто же все-таки "удачник"!
Кроме того, там в отличие от России нет понимания того, что иногда
и несчастья хороши, ведь только через них можно постичь какие-то
вещи.
- Сейчас ты верующий человек. Всегда был таким?
- Да. Но мое понимание Бога было связано со временем, в котором
я существовал. Скажем, Бог был у меня и энергетическим, и космическим
в виде всяких инопланетян. Затем я представлял его в образе некоей
вселенской силы. Был еще научный и оккультный Бог. Это в то время,
когда к нам в США приезжали разные академики, также фокусничавшие
на эту тему: с помощью приборов они пытались замерить энергетику
Бога. И, естественно, мысли в голове у меня путались. Но потом настал
такой момент, когда я вдруг ощутил необыкновенную пустоту, которую
не заполняло даже творчество! Именно тогда рядом со мной оказался
очень глубокий человек. А поскольку я знал его много лет, то видел,
какие изменения происходят в нем. В то время он был глубоко верующим.
И, глядя на него, я начал обращать взор в сторону молитвослова.
От меня ведь не убудет, если я почитаю утреннюю молитву, вечернюю.
Пока наконец впервые не попал на исповедь, после которой все в моей
жизни круто изменилось. Ко мне вдруг вернулось ощущение праздника
5-летнего ребенка, которое я уже давно потерял, поскольку музыка,
секс и все, что с этим связано, притупив, вконец убили это чувство.
А тут я внезапно понял, что Бог совсем не там, где я его искал.
Он гораздо ближе.
- Ты веришь в неизбежность происходящего? И есть ли место случайностям?
- Раньше я любил философствовать на такие темы, но сейчас скажу
только одно: все, что человек хочет узнать по этому поводу, ему
дано. Надо только не полениться и отсеять истинное от ложного… Ничего
случайного у Бога быть не может. Подумайте: как у создавшего все
в такой гармонии, когда в мире, где сосуществуют микробы и слоны,
в мире с его приливами и отливами и со всем, что мы даже не видим,
могут быть случайности?! Нет, все промыслительно… Один из оптинских
старцев - святой Амвросий - сказал: во всем ищите глубокий смысл.
Это же сказал и Достоевский.
Вопрос Людмилы: - Что стало с тем домом, в котором не было электричества
и на крышу которого сваливались проблемы?
- (Смеется.) На самом деле было два дома. Первый - в Нью-Йорке.
И у нас действительно не было электричества. Поэтому для записи
альбома Moscow Calling нам приходилось воровать электричество из
соседнего пустовавшего дома. Второй дом - это огромный особняк в
Лос-Анджелесе, в котором мы пережили землетрясение... Дома и теперь,
думаю, стоят. И, наверное, кто-то там живет. Может, им снятся наши
песни? (Смеется.) Или ужасы? Тайга российская, медведи... Вопрос
Олега: - Уход Маршала был болезненным?
- Уход всегда болезненен. И когда Коля Носков ушел, это тоже было
болезненно. Поскольку когда много времени проводишь вместе, будто
срастаешься. А если человек уходит, вместе с ним словно уходит часть
тебя. Но, значит, так надо. У Маршала своя успешная карьера. И слава
Богу. Желаю ему успеха.
Вопрос Сергея Мартова: - Поддерживаете ли вы отношения с ребятами
из бывшей минской группы "Буржуазия"?
- Я уже лет шесть наблюдаю за тем, как экспериментирует Рома Микотин.
Надеюсь, что когда-нибудь он наконец выдаст свой материал на-гора.
Хотелось бы, чтобы у него все получилось, поскольку Рома - талантливый
парень.
Вопрос Лены: - Чего вам не хватает для полного счастья?
- Ну как бы сказать так, чтобы не слукавить?.. Человек не может
быть счастлив только в одну минуту, а потом уже несчастлив. Да,
у него может настроение смениться, но счастье не может исчезать
или появляться - оно постоянно. И счастье, думаю, можно "приобретать"
постепенно. Но для этого необходимо время и понимание. И если бы
я сказал конкретно, чего же мне не хватает, то тогда мог бы исцелять
людей!
- Не исключаешь, что когда-либо "Парк Горького" снова
уедет в США?
- Теперь я уже стараюсь не суетиться и не надрываться по поводу
того, что называется карьерой. Мне гораздо интереснее просто делать
свое дело. Видеть волю Божию тоже интересно. Поэтому я абсолютно
ничего не исключаю. Я предаю себя промыслу Божьему.
|