Алексей Белов отвечает на вопросы.
--------------------------------------------------------------------------------
Как вы начинали свой музыкальный путь?
Алексей Белов: Я занимался музыкой с самого раннего детства сколько
я себя помню. В семь лет меня определили учиться на скрипке, а
потом в связи с переездом перевели на баян, а потом с 14 лет началась
игра в группах.
Чье творчество служило ориентиром? На чьих записях вы останавливались
и говорили себе - "так сыграть невозможно"? Какие гитаристы
оказали на вас наибольшее влияние?
А.Б.: В начале это были в основном гитаристы, играющие джаз,
джаз-рок, фьюжн - Эл ДиМеола, Скофилд... Когда я первый раз услышал
Ван Халена, мне показалось, что так сыграть невозможно, поскольку
не было понятно, как он это делает. Некоторые легендослагатели
у нас утверждали, что он проигрывает каждую ноту медиатором. Потои
выяснилось, что это был тэппинг. Но вот когда я в начале 80-х
услышал Алана Холдсворда - тот меня абсолютно поразил. Я не услышал
в его игре трюкачества и чувствовалось, что за всем, что он делает,
стоит огромный титанический труд, что и подтвердилось при нашей
встрече. К тому времени у меня уже изменилось отношение к ремеслу.
Я уже давно никого не "снимал", считая развитие музыкальности
более важной задачей, чем развитие техники.
Есть ли у вас любимые музыканты, не являющиеся гитаристами?
А.Б.: Я думаю, что в большей степени люди, чьё творчество мне
по душе - не гитаристы. Это прежде всего почти все русские композиторы
(особенно Стравинский, Рахманинов, Шнитке, Прокофьев, Мусоргский,
Чайковский, Шостакович, Свиридов).
Скажите, насколько профессиональным гитаристом вы себя считаете?
А.Б.: Если честно, то мне неизвестен такой критерий. Для меня
критерий гитариста - это его музыкальность. Я встречал в своей
жизни музыкантов, которые с технической точки зрения вряд ли бы
сдали экзамены даже в музыкальной школе. Но эти люди обладали
потрясающей музыкальной интуицией: всё, что они играли, превращалось
в музыку. По этой причине эти люди всегда были более чем нарасхват.
И с другой стороны, я встречал музыкантов, у которых дым из под
пальцев шёл от изобилия техники, но при сотворении музыки всё
превращалось в какие-то упражнения. Ну кому это нужно? И зачастую
всё заканчивалось тем, что будучи всё менее и менее востребованными,
они упражнялись дома - для себя.
Кстати говоря, когда Джо Сатриани попросили назвать любимого
гитариста - им оказался Кит Ричардс из "Роллинг Стоунз".
Вот и гадай о критериях…
Алексей, где вы сейчас живете?
А.Б.: Я живу в России.
Нравится ли вам, Алексей, современный российский рок, и какой
из новоиспеченных "роковых" проектов вам по душе?
А.Б.: Я радио дома совсем не слушаю, а если в автомобиле - то
иногда радио "Максимум" в связи с форматом 3+1. Из последнего,
что я слышал, мне понравилась песня Найка Борзова "Одна Она".
Ещё раньше нравилась какая-то из песен "Смысловых Галлюцинаций".
Очень хотелось бы узнать, какова сейчас ситуация с творчеством
группы в целом, а также кто будет солировать в новых проектах?
А.Б.: Группа "Парк Белова" периодически выступает.
Место Алексея Нелидова, который живёт сейчас в Германии, занял
Евгений Кульков (Бас-гитара, вокал).
Когда выйдет новый "русский альбом" и планируется ли,
как это сейчас модно, сделать совместный проект с другими группами?
А.Б.: В связи с моей работой над музыкой к кинофильму "Red
Serpent", выпуск "русского альбома" отложился на
некоторое время. По поводу совместных проектов интересных предложений
пока не было.
Все ваши четыре альбома "Парка Горького" имеют разное
звучание... Это обьясняется, безусловно, модой и временем, а вот
какое звучание вам роднее и ближе всего?
А.Б.: Ближе, наверное, звучание последних двух альбомов. Они
были записаны как одно целое, только при распределении песен для
"Противофазы" год с лишним спустя были дописаны пару
песен. Оба альбома были записаны (а часть из них и сведена) в
собственной студии. Где нас никто в шею не гнал и над душой не
стоял.
Интересно узнать, как вы получали такой замечательный звук на
"Moscow Calling" и других альбомах "Парка Горького"?
Только, пожалуйста, подробнее.
А.Б.: Это длинная история. О многом я уже говорил в интервью
с некоторыми техническими изданиями. Но кратко: к моменту "Moscow
Calling" у нас уже был опыт работы в серьёзных студиях. И
полностью сложилась концепция звука внутри нас. И при записи,
которая проходила как минимум в пяти разных студиях, всё получалось
прекрасно, пока не дошло до сведения. Здесь сводить брались несколько
прекрасных профессионалов, но того результата, который нам был
нужен, так и не было. Пока не появился Erwin Musper и не сделал
своё дело. Его мастерство позволило каждому инструменту быть услышанным.
После многих лет работы я могу совершенно твёрдо сказать - таких
людей единицы во всём мире.
Есть ли шанс у поклонников "Парка Горького" увидеть
музыкантов в старом составе и услышать новый альбом? И сколько
песен на русском языке в старом составе вы записали?
А.Б.: На всё - воля Божья. А песен было записано несколько -
они толком нигде не звучали.
Что вы думаете по поводу смерти фронтмена группы "Alice
In Chains" Лэйна Стэли и как оцениваете сольную работу их
гитариста Джери Кантрелла?
А.Б.: Смерть таких людей зачастую предсказуема. Он самоуничтожал
себя в течении долгого времени. ГЕРОИН. Может быть поэтому в его
пении было столько боли. Аспект гибели таких людей не физический.
Аспект духовный. И в этом вся трагедия. Первые работы Джери Кантрелла
я слышал ещё при жизни Лэйна, тогда это во многом было похоже
на то что делали "Alice In Chains". Последние работы
я не слышал.
Нравится ли вам творчество "Extreme"? Какую оценку
вы бы дали уровню игры на гитаре Nuno Bettencourt? И удалось ли
вам в Америке встретиться с этой группой или побывать на их концерте?
А.Б.: "Extreme" были симпатичной группой, а Nuno Bettencourt
- прекрасный мелодичный гитарист. В глубину творчества таких артистов
я не погружался - мне более были интересны такие личности как
"King Krimson", Frank Zappa.
Как вы опишите сотрудничество с Аланом Холдсвордом, как вы познакомились?
А.Б.: Мы познакомились с ним у него дома. У меня была с собой
рабочая запись симфонического оркестра произведения "Тайга"
с альбома "Stare" и симфоэтническая зарисовка "Liquid
Dream" с альбома "Protivofazza". Я спросил Алана
- интересно ли ему будет послушать эти фрагменты. Он без особого
энтузиазма согласился, но когда зазвучала музыка, я по выражению
лица понял, что звучание симфонического оркестра и вообще концепция
того, что звучало, произвело на него неизгладимое впечатление.
Тогда я, несколько обнаглев, спросил - не согласится ли он сыграть
соло. Алан без секундной задержки сказал "да". На наших
альбомах принимали участие много известных личностей, среди них
были звёзды первого эшелона мирового шоу-бизнеса. Но для меня
участие Алана было несоизмеримо ни с одним из них, потому что
когда я ещё был совсем юн, он был безусловно самым ярким и уникальным
моим гитарным героем. Да и по сей день, если честно, всё новое,
что я слышал, звучит больше как пародия. И еще. Алана Холдсворда
надо безусловно слышать "живьём", так как его записи
передают малую часть того, что он делает в реальном времени.
Алексей, реально ли стать участником "Парка Горького"
и как это сделать?
А.Б.: В нашей жизни нет почти ничего невозможного, но как это
сделать - я не знаю.
Всем понятно, что рок-музыки больше нет... Осталась музыка в
стиле "рок". Вопрос: есть ли еще желание найти что-то
новое (нет, не звук, не имидж), а что-то экспрессивное, нео-,
может даже пост-рок-н-ролльное?
А.Б.: Конечно хочется. Мне всегда нравилась музыка экспрессивная.
Единственное, со временем всё больше и больше хочется добиваться
этого исключительно музыкальными средствами. Искать внутренней
глубины, а не внешней экспрессии. Глубокая музыка очень многослойна
и человек, слушая её раз от раза, постоянно открывает для себя
что-то новое. Это почти как читать священное писание. Такая музыка
как правило живёт веками.
Когда "Парк Горького" проживал в Америке, вы поддерживали
отношения с кем-то из русских музыкантов, которые проживают сейчас
там? Кто-то помог из них вам?
А.Б.: Из наших музыкантов мы поддерживали отношения с Валерием
Гаиной, который и по сей день проживает в Лос-Анжелесе. А в трудный
момент, когда мы жили в Нью-Йорке, в момент глобальных судебных
тяжб и перехода от одного менеджмента к другому, нас поддержала
духом семья Вячеслава Фетисова.
Так почему не прижилась музыка "Парк Горького" в США,
даже при очень профессиональном подходе к написанию и исполнению?
А.Б.: По сути дела не музыка не прижилась, не прижились мы. Те,
кто в то время был рядом с нами, знают, на каком уровне в верхних
кругах шоу-бизнеса был интерес к нашей музыке. Мы общались напрямую
с президентами нескольких major label. Что без очень сильного
интереса в США невозможно. Но на это - ответ длиною в жизнь. Оказалось,
что в жизни есть вещи несоизмеримо более глубокие и важные, чем
жизнь в Америке и шоу-бизнес вообще.
Сложно ли в Америке приходится русским группам в плане раскрутки?
А.Б.: Если честно, то я не слышал о прецедентах раскручивания
русских групп в Америке вообще. В нашем случае всё делалось по
их правилам. Мы в большей степени поначалу только наблюдали и
мотали на ус.
Есть ли шансы у музыканта (гитариста) вырваться за рубеж? Если
есть, то что надо делать для этого?
А.Б.: Получить визу в посольстве той страны куда он собрался.
А если серьёзно, то нужно предоставить заинтересованной стороне
абсолютно уникальный музыкальный материал, прослушав который им
захотелось бы забыть всех, с кем доселе они работали, и начать
работать с вами.
Вам не кажется, что сейчас наступило время повальной ностальгии?
Людям уже стали приедаться все эти "Тату", "Динамиты"
и т.д. На сцену вернулась группа "Чёрный кофе", "Ария"
стала собирать большие залы, "Круиз" вроде как собираются
реформировать. Что вы думаете на сей счёт?
А.Б.: Дело в том, что публика, которая хочет слушать не попсу,
всегда была и будет. Просто попсу легче контролировать, ей намного
легче заниматься. Поэтому для тех, кто хочет трудиться, всегда
есть публика, готовая слушать их.
Скажите, можно ли где-то достать ноты или табулатуры к вашим
замечательным песням?
А.Б.: Я знаю... Они где-то есть, но я никогда их не видел.
Почему вы поете на английском языке? Ведь русский язык так прекрасен!!!
А.Б.: Мы пели по-английски потому, что работали и жили там, где
его только и понимают. Представте, если бы группа "А-Студио"
пела в России на казахском! А поскольку многие песни стали известными
и многие радиостанции их до сих пор исполняют, а люди хотят слушать
- мы их исполняем. На сегодняшний день всё моё внимание направленно
на русский язык. Лично мне тексты даются не так легко, как музыка.
А поэта, который смог бы со мной сотрудничать, я пока не встретил
(хотя очень хотелось бы).
Алексей, почему Александр Маршалл поет в России, а вас не видно?
Не означает ли это, что хорошим музыкантам в нашей стране тяжелее,
чем вокалистам?
А.Б.: Это не совсем так. Просто наступает такое время, когда
каждый для себя решает суть приоритетов. Можно бросить все свои
усилия на то, что бы светится какое-то время - ну хотя бы пока
не помрёшь. А на самом деле то, что называется жизнь, и всё самое
ценное и интересное что с этим связано, проходит мимо.
Поверьте, это добровольный выбор. Я много раз был закручен этой
центрифугой и по сей день меня периодически подкручивает. И несколько
в стороне от этого водоворота (из которого не каждый выбирается
живым) я почувствовал, что существует иная ипостась, где твоё
ремесло и твоя душа начинают дышать одним воздухом.
Алексей, раскройте несколько секретов работы в студии. Какие-нибудь
психологические факторы при записи. Как определить "лучший
дубль"?
А.Б.: Лучший дубль - это тот, в который ты вложишь свои лучшие
чувства. Не филигранный с точки зрения технической, а эмоциональный,
в котором останется частичка тебя. Потом через какое-то время
при прослушивании к тебе вернутся те чувства, которые ты переживал
при записи.
Каковы ваши приоритеты при игре с барабанщиком? Что сразу бросается
в глаза при игре с незнакомым музыкантом?
А.Б.: Время и звук это первое. Экспрессия, изобретательность,
техника, гибкость.
Какие новые гитары вы приобрели за последнее время? На гитарах
каких фирм вы любите играть?
А.Б.: Последние гитары которые пополнили мой арсенал - несколько
акустических гитар фирмы "Landola" - 6- и 12-струнная,
нейлон. А так же пару гитар для Roland VG-88.
Какая гитара у вас сейчас является основной?
А.Б.: Моя основная гитара в студии Gibson ES-335. На сцене -
"балалайка", иногда SG или Les Paul.
Жива ли гитара MARTIN-D18, приобретенная в 1998 в Москве? Кто
ее реальный хозяин? Почему ваша электрогитара-балалайка была сделана
именно фирмой Kramer? Какие у вас с ней отношения?
А.Б.: Гитара Martin была дана нам в тур в целях рекламной акции.
Где она сейчас - не знаю.
Первую балалайку, а также несколько последних сделал И.Барбашов.
Наш первый менеджер в США был президентом "Kramer",
поэтому другого и быть не могло. Они скопировали Балалайку, поставили
на неё лейбл "Kramer" и изготовили для меня несколько
экземпляров - всё это была ручная работа. Потом изготовили тысячи
полторы, а может больше, коллекционных (сувенирных) гитар для
Hard Rock Cafe и подобных вещей, и всё.
Алексей, какие акустические струны предпочитаете? Какие их достоинства
цените и почему? Скажите, какими медиаторами вы играете? Есть
ли вообще разница и занимаетесь ли вы заточкой медиаторов "под
себя"?
А.Б.: В основном отношения со струнами у нас всегда проходили
через компании, которые индорсировали нас в турах. В начале это
были "D'Addarrio", потом "Dean Markley", потом
"Fender", потом "La Bella". И поскольку я
специально не искал струны, то "D'Addarrio" и "La
Bella" запомнились хорошим профессиональным акустическим
звучанием.
Насчет медиаторов. Я в юности занимался заточкой, но тогда у
нас не продавали хороших медиаторов вообще. В США я использовал
"Pick Boy", но это были очень редкие японские медиаторы,
их вообще продавали всего один или два магазина. С некоторого
времени меня устраивают вполне "Jim Dunlop" - полиэтиленовые
0.88 и 1мм, а также тонкие для 12-струнной гитары.
Какие педали эффектов вы считаете лучшими (конкретные модели)?
А.Б.:Jim Dunlop Cry Baby.
Используете ли вы в работе секвенсор CakeWalk? Если нет, то почему?
Ваше мнение о том, должен ли гитарист "дружить" с музыкальным
софтом?
А.Б.: CakeWalk я не использую потому, что с 90-го года пользовался
программой Performer (сейчас это Digital Performer). Она работает
только с Macintosh. Пару лет назад я перепрыгнул на систему Pro
Tools, которая в MIDI многое позаимствовала у Digital Performer.
Я пробовал CakeWalk, но в той работе, которую я делаю, у меня
нет времени на борьбу с программой и компьютером. Система должна
работать как гибрид танка с космическим кораблём, поскольку приходится
сталкиваться с проектами, где более 100 аудиотреков. И каждый
надо обеспечить нужным количеством плагинов в реальном времени.
Здесь CakeWalk уже не поможет. Кроме того, Macintosh несоизмеримо
более надёжная машина для музыки, чем PC.
А вообще, если гитарист дружит с музыкальным софтом, то это ему
большой плюс!
ноябрь 2002.